Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Алексей Ананьин: Я не заставляю себя ходить на работу

О бизнес-подходе к проектам с ИТ-составляющей, созданию отраслевых решений и развитии компании в условиях бурного роста рассказывает в интервью CNews Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас».

CNews: Одна из тенденций последних лет – большинство системных интеграторов стремится именовать себя консалтинговой компанией. Кем в большей степени себя считает «Борлас» – консалтинговой компанией или системным интегратором? Каково соотношение доходов компании от услуг, продаж аппаратного обеспечения, программного обеспечения? Какой сегмент демонстрировал в последний год наибольшую динамику и почему?

Алексей Ананьин: Недавно мне в руки попал журнал конца 90-х годов с одним из моих интервью, где я говорил о том, чем мне не нравилась существовавшая тогда трактовка термина «системная интеграция». Дело было в том, что этими красиво звучащими и очень модными тогда иностранными словами стали называть все: от поставки «коробок» заказчику, в лучшем случае с монтажом и запуском оборудования в эксплуатацию, до проектов создания программно-аппаратных комплексов различного назначения. Чтобы дистанцироваться от такой широкой трактовки и стараясь подчеркнуть наше позиционирование, мы даже придумали свой термин «функционально-пространственно-временная интеграция», понимая под этим работу по созданию территориально распределенных, полнофункциональных, разнородных по платформам, живущих во времени по определенным законам информационных систем.

С тех пор мало что поменялось. Под термином «системная интеграция» по-прежнему, как правило, понимают увязку различных программных и технических средств в единую стройную работоспособную систему. Для нас же сегодня это только одна из составляющих Решения, которое мы предлагаем заказчику и которое называем «бизнес-проектом с ИТ-составляющей». Цель такого проекта – бизнес-эффект. А основное содержание нашей работы – консалтинг: управленческий, внедренческий, технологический. Поставки оборудования и программного обеспечения, услуги по инсталляции, настройке, поддержке и сопровождению, безусловно, также важны, и выполняются нами.

На протяжении последних лет доля услуг в обороте Консалтинговой группы «Борлас» стабильно растет и составляет более 50%, на две другие категории (поставки оборудования и ПО) приходится примерно по 25%.

CNews: Ежегодно штат вашей компании увеличивается приблизительно на 100 человек. Какие основные «проблемы роста» присущи «Борлас»? Как вы с ними справляетесь? Какие темпы роста на ближайшие годы закладываете в свои планы?

Алексей Ананьин: Наибольшие перемены мы почувствовали на рубеже численности в 150-200 человек. Мы предвидели, что проблемы роста возникнут и готовились к ним. И наши превентивные меры оказались эффективными.

В Группе появилась достаточно развитая служба персонала, которая в значительной степени взяла на себя заботу о том, чтобы люди, приходящие в компании, становились членами коллектива «Борлас». Это очень важный момент, и мне кажется, что нам удалось с ним справиться и создать соответствующую обстановку.

Кроме того, мы начали заблаговременную работу по реструктуризации компаний. Совершенствование механизмов управления при активном росте бизнеса - это очень важный момент: одно дело – компания из нескольких десятков человек, другое дело – из нескольких сотен. В этом году мы завершаем два важных проекта – сертификацию по ISO и внутренний проект по внедрению Oracle E-Business Suite (это тот случай, когда сапожник решил надеть сапоги). И эти два проекта действительно очень важны, поскольку мы подходим к ним не формально: нам действительно необходимо работать в соответствии с мировыми стандартами.

На текущий год планы по количественному росту персонала примерно такие же, как в предыдущие годы. Что же касается финансовых показателей, то здесь мы понимаем, что держать такие темпы роста все время невозможно. Наши планы на 2005 год достаточно агрессивны, но это не 100%-ный рост. Сейчас на рынке иная конкурентная ситуация, кроме того - достаточно много ресурсов в этом году было отвлечено на внутреннее преобразование Группы. Так, в проекте по внедрению в Консалтинговой группе «Борлас» Oracle E-Business Suite на постоянной основе было занято 15 наиболее квалифицированных консультантов, а численность проектной команды на отдельных этапах составляла до 40 человек. Это очень серьезные недополученные доходы, ведь люди могли работать с внешними клиентами, увеличивая тем самым прибыль Группы. Но мы пошли на этот шаг, потому что это инвестиции в будущее «Борлас», а значит - в качество тех услуг, которые мы оказываем заказчикам.

CNews: «Борлас» известен на рынке как автор ряда отраслевых решений на основе Oracle. В чем специфика вашего подхода к созданию продуктов, адаптированных к разным секторам экономики? Каковы планы расширения портфеля отраслевых решений?

Алексей Ананьин: Сегодня на рынке много компаний, которые занимаются «общеуправленческим» консалтингом. Мы сталкиваемся с тем, что и нашим сотрудникам, и специалистам заказчика не хватает консультантов, которые могли бы привнести именно отраслевой опыт. При реализации проектов в любой отрасли нужен тот, кто точно знает, как организованы бизнес-процессы на предприятиях подобного рода и в России, и за рубежом. Поэтому мы ориентированы на отраслевой консалтинг, на совершенствование бизнес-процессов с конкретной отраслевой спецификой.

Сегодня у нас есть решения для энергетики, химии, металлургии, мы будем продолжать развивать отраслевые продукты для машиностроения, для дискретного производства. Ведем работу по созданию отраслевых решений для страховых компаний и банков.

CNews: С чем связана желание «Борласа» заняться НR- консалтингом? Расскажите о наиболее интересных проектах в этой области.

Алексей Ананьин: Решение, которое сегодня продается в составе Oracle E-Business Suite по управлению персоналом – это решение, которое локализовано для России и технически поддерживается специалистами «Борлас».

Однако на проектах мы не раз сталкивались с тем, что предложения, идущие от системы Oracle, удовлетворяют далеко не все потребности заказчика: возникают методические вопросы, например, связанные с совершенствованием системы оплаты труда, других подсистем управления персоналом. Для решения таких вопросов мы открыли в «Борлас» направление HR-консалтинга, сформировав сильную команду консультантов в области управления персоналом.

Самый интересный HR-проект сегодня мы реализуем в «Связьинвесте». В этом проекте мы работаем в двух ипостасях: как управленческий консультант по разработке и внедрению единой системы оплаты и стимулирования труда, и как консультант по внедрению в рамках проекта внедрения ЕRP-системы, генеральным подрядчиком по которому является компания «Открытые технологии». Очень успешный проект по разработке и внедрению системы стимулирования персонала центров продаж HR-консультанты «Борлас» реализовали в торговой сети «М.Видео».

Отмечу, что многие наши проекты по HR-консалтингу не привязаны к внедрению Oracle. Это проекты, связанные с оптимизацией механизмов управления вне зависимости от того, какая именно система будет автоматизировать данные механизмы. У департамента, например, есть опыт проведения методической подготовки к внедрению SAP.

CNews: На какой стадии сегодня находятся проекты на ММК – визитная карточка вашей компании? Может ли автоматизация бизнеса этого клиента когда-либо завершиться в принципе или металлургам постоянно будут требоваться все новые решения?

Алексей Ананьин: Магнитогорский металлургический комбинат – действительно, наш первый и, не побоюсь этого слова, любимый заказчик. Сегодня у нас достаточно много предприятий-клиентов из различных отраслей экономики. Но, кто знает, как бы сложилась судьба нашей компании без проекта на ММК.

Если говорить о текущем состоянии проекта на ММК, то с 1 января 2005 года на Комбинате система на базе Oracle E-Business Suite работает в режиме промышленной эксплуатации в полном объеме. Наша задача сейчас – поддержка системы в работоспособном состоянии. Отдельные доработки, конечно, требуются постоянно: когда завершался большой проект, на мелочи не всегда обращалось внимание, а сейчас пришло время «чистовой отделки». Вообще, пока предприятие живет, процесс совершенствования его системы управления не может остановиться. Появляются новые бизнес-процессы, любая реорганизация, появление новых служб и департаментов, изменения в законодательстве ведут за собой корректировку настроек системы. Поэтому движение к совершенству будет постоянным, весь вопрос – в объеме требуемой поддержки. Если три года назад на Магнитке работало до 40-50 наших консультантов, то сегодня команда, которая занимается поддержкой системы, не превышает 10-12 человек.