Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Алексей Ананьин: Мы готовы к новым проектам

Отечественный ИТ-рынок растет в последние несколько лет с уверенной динамикой, а по темпам роста опережает во многом даже мировые показатели. О тенденциях ИТ-рынка России, о новых подходах в автоматизации и о результатах деятельности компании, отмечающей сейчас 15-летие работы на этом рынке, в интервью CNews рассказал президент консалтинговой группы "Борлас" Алексей Ананьин.

CNews: Какова, на ваш взгляд, тенденция развития российского ИТ-рынка в последние годы?

Алексей Ананьин: Основные направления развития ИТ-рынка определяются задачами, которые ставит перед отраслью экономика. А эти задачи, в свою очередь, определяются ключевыми макротенденциями, справедливыми, на мой взгляд, для всех без исключения отраслей экономики как России, так и, в значительной степени, стран СНГ – консолидация (формирование крупных холдингов на основе установления контроля над большим количеством разрозненных бизнесов), в сочетании с глобализацией (встраивание формируемых холдингов в международную экономику) на фоне благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых и финансовых рынков.

Что касается бизнес-задач, этими тенденциями формируемых, то из наиболее интересных нам можно выделить две основные категории. Во-первых, задачи повышения управляемости крупных корпораций-конгломератов. К примеру, такие как: обеспечение прозрачности финансовых потоков как по текущей деятельности, так и по масштабным инвестпроектам – в первую очередь для мажоритарных акционеров и топ-менеджеров, правильное выстраивание производственных цепочек подконтрольных предприятий, введение единой HR-политики и много другое. Во-вторых, задачи приведения бизнес-практики корпораций-конгломератов в соответствие с правилами игры, принятыми на мировом рынке. К примеру, если такая корпорация хочет быть представленной на Лондонской или Нью-Йоркской биржах, она просто обязана предоставлять консолидированную отчетность в указанном формате и в указанные сроки, и это не вопрос повышения эффективности бизнеса на 1% (что сегодня мало кому интересно), а вопрос пребывания в "мировой бизнес-лиге". Более того, эти задачи затрагивают гораздо более широкий пласт решений, нежели просто решение вопроса получения корпоративной отчетности (консолидация, трансформация и т.п.), вплоть до вопросов экологии.

А на уровне управленческих технологий и информационных технологий, как их составляющей, все это дает мощный толчок развитию следующих направлений - SOA (сервис-ориентированная архитектура) – как новая методология проектирования, внедрения и управления приложениями и базовым ПО; композитные приложения – как новая парадигма интеграции, позволяющая организовать согласованную работу приложений с различными информационными моделями, относящимися к разным бизнес-процессам и/или разным платформам и т.д; адаптируемая ИТ-инфраструктура – как механизм обеспечения бизнес-приложений необходимыми ресурсами из распределенного пула в соответствии с заданными приоритетами, с учетом масштабирования, перераспределения и оптимизации.

CNews: С момента основания ваша компания занимается продвижением продукции компании Oracle. Некоторые эксперты пророчат, что Oracle может стать первым на рынке ERP-решений в России. Как вы оцениваете эти перспективы? Какие факторы могут препятствовать продвижению ERP-систем Oracle на российском рынке?

Алексей Ананьин: Действительно, такая тенденция существует, и нам, как компании, работающей на протяжении значительного времени с Oracle, возможно, это более отчетливо видно. По нашим оценкам темпы прироста клиентов Orаcle в России значительно выше, чем у его прямого конкурента SAP. Этому есть несколько причин. Я не буду говорить о технологических, функциональных и стоимостных преимуществах. Из уст руководителя компании – ведущего партнера Oracle, это, наверное, не совсем корректно. Хотя я, безусловно, в этом уверен. Но, во-первых, Oracle на отечественном рынке одержала две крупные победы государственного масштаба – проект, реализуемый в "Связьинвесте", повлек за собой несколько крупных проектов в телекоммуникационной отрасли, а победа Oracle в тендере Федерального казначейства создала серьезный задел для работы в государственном секторе. Во-вторых, многие крупные предприятия, деятельность которых связана с непрерывным производством (металлургия, химия и нефтехимия, пищевая промышленность), уверенно выбирают Oracle как отраслевой стандарт. В-третьих, нам удалось одержать ряд побед в энергетике, машиностроении, финансовом секторе (банки, страховые компании и т.д.). А то, на чем остановили выбор лидеры, как правило, привлекает и остальных его игроков.

Что может препятствовать успеху Oracle? Только неудачные проекты, которых, к счастью, по крайней мере у "Борлас" за 10 лет нашей работы с продуктами Oracle нет. Нужно отметить, что у Oracle очень четкая и выверенная партнерская политика. Желающих "повнедрять", к сожалению, достаточно много, но чтобы стать сертифицированным партнером Oracle по внедрению бизнес-приложений, нужно пройти серьезный путь. И на сегодня всего три российские компании ("Борлас", TopS BI и "Квазар-Микро") имеют соответствующий статус.

CNews: На рынке существует мнение, что Oracle – это преимущественно поставщик "тяжелых" решений для крупного бизнеса. Однако сейчас вендор все чаще заявляет о своей заинтересованности в сегменте СМБ. Как вы оценивает его перспективы в этом направлении?

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Алексей Ананьин: У этого вопроса есть две стороны. Да, действительно, решение адекватное сложности задач крупного бизнеса сегодня могут предложить ИТ-компании, количество которых исчерпывается пальцами одной руки. Но это отнюдь не означает, что у этих же компаний нет решения для среднего и малого бизнеса (СМБ). Oracle EBS –масштабируемое решение не только по функциональности, но и по размеру предприятия. Возьмем, например, два наших проекта: ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат", где в ходе проекта по внедрению корпоративной информационной системы управления было создано порядка 2,5 тыс. рабочих мест и внедрено более 40 функциональных модулей, и ОАО "Галоген" с решением на несколько сотен рабочих мест. Эти два проекта объединяет только базовый продукт – Oracle EBS, тогда как сами решения очень отличаются друг от друга. Поскольку Oracle позволяет масштабировать решения, то внедряются только те модули, функциональность которых действительно жизненно необходима конкретному предприятию.

С другой стороны, Oracle позволяет архитектурно построить систему как на Intel-серверах (на небольшое количество рабочих мест), так и на RISC-серверах с очень большой вычислительной мощностью (для крупных предприятий).

В этом смысле рынок СМБ не является сложным для Oracle. Он является сложным по другим причинам – для предприятий, относящихся к группе СМБ, предлагается очень много продуктов разной функциональности. И конкурировать здесь Oracle достаточно сложно, потому что есть функционально гораздо более "легкие" решения, многие из которых даже не являются ERP-решениями, но, тем не менее, позволяют вести управленческий, бухгалтерский и налоговый учет, следовательно, годятся для работы предприятий такого масштаба. Далеко не всем предприятиям этого сегмента необходима ERP-система. И, на мой взгляд, здесь конкурировать Oracle незачем. С комплексом бизнес-приложений Oracle E-Business Suite мы идем туда, где действительно требуется система оптимального управления ресурсами.