Разделы

Конференции

Внедрение BPM тормозит «человеческий фактор»

12 февраля 2019 г. CNews Conferences провел конференцию «BPM-2019: рынок готов к оптимизации бизнес-процессов».Ее участники рассказали про роботизацию, процессную аналитику, другие методы и инструменты работы с бизнес-процессами, а также про важность работы с людьми и корпоративной культурой. Интерес к BPM, судя по активности аудитории, очень высокий. Но ключевым фактором успешности любого начинания по-прежнему остаются сотрудники, которым приходится работать по-новому. И далеко не всегда они этому рады.

Павел Овчинников, директор по маркетингу ELMA

CNews: Как вы видите роль новых технологий, таких как AI, ML, RPA и пр., в оптимизации бизнес-процессов?

Павел Овчинников: Использование интеллектуальных инструментов логически развивает смысл автоматизации бизнеса: исключить человеческий фактор там, где это возможно, и позволить человеку сосредоточиться на творческих и интеллектуальных задачах. Это значительно расширяет возможности процессной трансформации — бизнес избавляется от рутины, что позволяет перенаправить ресурсы на более осознанное погружение в собственные процессы, в их логику, искать и находить возможности для развития.

К тому же RPA и AI сделают сами проекты автоматизации процессов быстрее и дешевле. Там, где разработка интеграционных решений могла бы серьезно тормозить проект — роботы могут подхватить интеграцию, сделать это сравнительно дешево и быстро. Или длительную и очень трудоемкую разработку сложной логики маршрутизации можно заменить несколькими неделями обучения нейросети, которая в дальнейшем полностью заменит человека в рутинных задачах обработки входящих документов. Иначе потребовались долгие месяцы работы целой команды бизнес-аналитиков.

Если говорить глобально, интеллектуальные инструменты помогают компаниям быстрее и качественней получать эффект от автоматизации процессов, а значит, и строить лучшие внутренние и внешние сервисы, развиваться и давать заказчикам новый клиентский опыт.

CNews: Какие ограничения по их применению существуют?

Павел Овчинников: Роботы пока плохо справляются со слабо формализуемыми задачами. Их применение ограничено самыми низкоуровневыми функциями: работой с интерфейсами, простейшими операциями с данными, готовыми сценариями и т.п. Там, где необходимо выходить за рамки простых алогоритмов, к управлению роботом может подключиться AI, эффективность которого пока ограничивается вычислительными мощностями и временем, потраченным на его обучение.

Иными словами, робот сам по себе достаточно ограничен в возможностях — он может делать что-то “в лоб”, и требует периодического переобучения, если что-то меняется в условиях задачи. Но если к роботу добавить ИИ, то спектр применимости такого симбиоза драматически расширяется — любой процесс, поддающийся описанию в любой существующей нотации, в перспективе может быть автоматизирован с помощью AI+RPA+BPMS. Потому, кстати, BPMS-вендоры и стремятся добавлять свои решения более сложные нотации для проектирования процессов — DMN, CMN и т.п.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Следующим шагом в эволюции таких синергетических решений станет технология IPA — intelligent process automation. Эта технология позволяет роботам и ИИ перейти от исполнения задач, к их умному формированию. В частности, это парадигма нашей компании на ближайшие годы. Мы уже сегодня можем рисовать архитектуру бизнеса, где на каждом узловом элементе бизнес-процесса находится умная машина. Людям же остаются только управленческие и стратегические задачи.

CNews: Приведите наиболее интересный пример использования RPA в решениях ELMA.

Павел Овчинников: Самых значимых успехов применения RPA мы добились в области разработки интеграций со сложными legacy-системами. В одном крупном проекте в международном FMCG-холдинге (к сожалению, назвать заказчика нам не позволяет NDA) в рамках процесса создания новой товарной позиции мы столкнулись с задачей трансляции данных в довольно древнюю ERP-систему на платформе Oracle. От разработки полноценного коннектора к ней мы отказались: это было нереально дорого и долго — с учетом того, что конфигурация системы была снята с поддержки самим вендором, а поиск разработчика мог чересчур затянуться. На помощь пришел робот, который фактически копипастит данные, обработанные в ELMA BPM, в справочники учетной системы. И подобный перенос данных с помощью робота в данном проекте осуществляется по ходу множества процессов на стыке BPM и ERP. Таким образом нам удалось очень дешево и быстро автоматизировать сквозной процесс: от момента подачи поставщика (supplier) информации о новом продукте, до попадания товара на полку к ритейлеру.

Конечно, существует еще множество приземленных примеров, когда робот помогает нашим сотрудникам покупать билеты в командировку, искать резюме кандидатов, забирать почту с городских порталов и т.п.