Разделы

Новое в СХД

Как работают с данными лидеры рынка

Компании IDC и NetApp провели совместное исследование положения дел на крупнейших мировых рынках, чтобы выяснить, какое влияние новые принципы работы с данными оказывают на цифровую трансформацию. Аналитики попытались понять, какими должны быть первые шаги компаний, которые видят себя в числе лидеров цифрового мира, во что инвестировать при смене парадигмы развития и какие новые роли появляются в связи с возросшей ролью данных.

Задача — помешать конкуренту

Чем лидеры рынка отличаются от игроков второго эшелона и как извлечь выгоду, зная ответ на этот вопрос? Цифровизацию бизнеса аналитики называют набором практик из мира высоких технологий, мешающих конкурентам увеличивать свою производительность и прибыли, захватывать новые рынки и покупателей.

Эксперты считают, что одно из ключевых отличий победителей от выживающих — методы работы с данными. Пока компания способна превращать данные в эффективные данные — она процветает, в любом другом случае начинается стагнация, которой почти наверняка воспользуются конкуренты. Сейчас подобные настроения захватывают даже традиционно консервативные отрасли, вроде сельского хозяйства. Один из крупнейших игроков этого рынка — компания John Deere — создала передовую цифровую платформу для сельскохозяйственной промышленности. Это помогло ей перерасти уровень производителя техники и стать флагманом цифрового земледелия, что благоприятно сказалось и на выручке, и на стоимости акций.

А гиганты-промышленники тем более давно осознали необходимость и трансформации всего бизнеса, и внедрения новых подходов в работе с данными. И чем крупнее компания, тем тяжелее переход, но тем он и неизбежнее.

Уже становится классическим пример одной из старейших корпораций мира General Electric, производящей колоссальные объемы продукции для разных отраслей — от локомотивов до ядерных боеголовок. Она сделала ставку на промышленный интернет вещей: датчики на газовых турбинах и реактивных двигателях передают огромные объемы данных в облако для их последующего анализа. Так выявляются наиболее перспективные варианты повышения производительности и надежности машин.

Десятки миллиардов долларов General Electric планирует выручить на специальном программном обеспечении сразу на нескольких вертикальных рынках. Например, на цифровых ветряных электростанциях, в которых традиционные механизмы интегрированы с ИТ-инфраструктурой последнего поколения. Результаты не заставили себя долго ждать: эффективность каждой турбины выросла на 5%, а рентабельность — на 20%, благодаря тому, что энергетики стали глубже понимать механизмы ее работы благодаря большим потокам передаваемых данных.

По прогнозам IDC, к 2025 г. общемировой объем данных дойдет до отметки в 163 трлн Гб. Продуктивная работа с этим огромным массивом позволит, среди прочего, оперативнее находить новые источники доходов.

Лидеры трансформируются полностью, догоняющие — частично

Аналитики IDC совместно с компанией NetApp провели большое исследование, в котором выделили 6 основных критериев компаний, чья работа с данными может считаться успешной. ИТ-подразделения и бизнес должны работать сообща, к самим данным следует относиться как к активу, их качество нужно считать ключевым приоритетом компании, они должны единообразно распространяться во всех структурных подразделениях, для контроля за данными необходимо составлять специальные карты, а работу с ними стоит оценивать специальными системами, которые позволяли бы судить об эффективности и охвате.

Роль данных особенно хорошо заметна при изучении организационной культуры компаний-лидеров. Рост прибыли достигается за счет сокращения промежутка времени между заказом и доставкой, покупкой и перепродажей, а также с помощью избавления от продуктов и услуг с низкой маржой и сокращению количества отходов.

Данные — давно уже не абстрактность в отчетах ИТ-подразделений. Они повышают удовлетворенность клиентов и помогают обеспечить качественный и непрерывный сервис. Они завоевывают для компаний новые рынки и помогают не волноваться о безопасности и смягчить риски.

Даже незначительные цифровые преобразования порой меняют бизнес до неузнаваемости. В приложении сети Starbucks однажды появилась опция предварительного онлайн-заказа, сделав который, покупатель можно в удобное время забрать его в конкретной кофейне. Сегодня это бизнес-решение приносит Starbucks 20% от величины общего дохода.

Компании второго-третьего эшелонов в этом смысле имеют четкие отличия от лидеров. Там цифровая трансформация, как правило, используется на уровне отдельных проектов, а неготовность инвестировать в эту сферу оборачивается слабо предсказуемыми изменениями бизнес-процессов и, впоследствии, спорными результатами. Показатели операционной эффективности у «выживающих» компаний в последние три года в шесть раз хуже, чем у лидеров. У них в три раза медленнее увеличивается рентабельность, клиентская база и производительность сотрудников. И, как следствие, у них в два раза хуже растет выручка. Все это приводит к неудовлетворенности клиентов и отсутствию перспектив дальнейшего инвестирования в цифровизацию.


Исследование IDC и NetApp относит к числу передовых по уровню работы с данными компаний лишь 11% предприятий. Еще 18% практически никак не заинтересованы в трансформации, самая большая группа — 34% — как раз те самые «выживающие». Все остальные располагаются между ними и лидерами: 22% осознают огромный потенциал трансформации с помощью данных, но пока не используют его на полную катушку, а 15% активно вовлечены в процесс, но еще не добились таких успехов, каких добились лидеры.

Успешные компании уже в облаках

Важным элементом преобразований являются, конечно, верно расставленные инвестиционные приоритеты. Набор векторов модернизации меняется в зависимости от бизнеса, но, понятно, что вариантов может быть достаточно много даже внутри одной компании. Неправильный выбор или некорректная последовательность шагов могут обрубить на корню все благие задумки бизнеса.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

IDC и NetApp на основе опыта 800 крупнейших предприятий из 7 стран мира с наиболее развитыми экономиками составили свою карту инвестиций. Выяснилось, что почти половина (45%) успешных компаний в первую очередь вкладываются в модернизацию ИТ-инфраструктуры, с тем, чтобы она отвечала начинающейся трансформации. 42% фирм инвестировали в публичные облака PaaS, а 38% подводили средства под осуществление DevOps-стратегий.

Если говорить об ожидаемом эффекте, то технологические преобразования сводились к улучшению операционных возможностей (38%), повышению рентабельности (31%) или, например, снижению стоимости продукта (27%).


Три из десяти компаний предпочитают традиционные способы хранения данных. Все остальные склоняются к облачным технологиям. Большая часть использует гибридные облака (56%), примерно равным доверием пользуются модели только с частным облаком в основе (34%) и только с публичным (30%).

Но цифровые преобразования приносят не только пользу, но и некоторые проблемы. От их решения тоже зависит успешность трансформации. Наиболее серьезные затруднения у бизнеса вызывает соответствии регуляторным требованиям. Кроме того, аналитикам IDC жаловались на сложности, связанные с шифрованием данных, защитой от потерь информации, ее мониторингом и аудитом, анализом в реальном времени и интеграцией данных из разных источников.

Михаил Матюшин, Nexign: Биллинг должен быть импортонезависимым, универсальным и модульным
Импортонезависимость

Понятно, что для обеспечения грамотной работы с данными с учетом их возросшей роли, потребовались новые роли. 47% компаний уже обзавелись в штатном расписании позицией CDO (Chief data officer — директор по работе с данными). Чуть реже бизнес прибегает к услугам директора по аналитике (37%) и директора по инновациям (34%). Этим ролям еще предстоит появиться сначала практически в каждой крупной компании мира, а потом и в каждой средней. Даже в тех отраслях, где роль данных можно считать не столь высокой прямо сейчас, она возрастает с течением времени, пусть и не так быстро. Связано это, конечно, с тем, что цифровая трансформация стала ключевым ИТ-трендом в бизнесе совсем недавно. Но о принесенных ею преимуществах уже могут рассказать сотни компаний-лидеров по всему миру.

IDC и NetApp подчеркивают, что переход в цифру — это не просто технологические перемены, но и новое мышление. Готовность к преобразованиям и отказ от архаичных моделей ведения бизнеса часто определяет будущее компании. Уже мало кто помнит, что на момент запуска платформы Netflix на рынке доминировал другой гигант — Blockbuster. Пока молодой стартап экспериментировал с новаторскими способами распространения контента, его старший брат оставался верен консервативным принципам подписки и продвижения. Сегодня Netflix — корпорация, чья стоимость оценивается в $28 млрд. Blockbuster же больше не является участником рынка.