Разделы

ИТ в госсекторе

Как повысить эффективность региона: руководство к действию

В апреле 2016 года Всемирный банк совместно с Институтом развития информационного общества опубликовали доклад «Цифровое правительство 2020. Перспективы для России». Авторы доклада считают, что качественный скачок в области информатизации госорганов возможен лишь в случае объединения информационных систем различных ведомств в единое хранилище данных. Такой подход будет способствовать снижению эксплуатационных расходов и станет стимулом для создания новых полезных сервисов.

В течение последних семи лет главным ИТ-проектом страны было создание электронного правительства — ведомства всех уровней автоматизировались, а госуслуги переводились в электронный вид. Важнейшей задачей стала интеграция большого числа ведомственных систем и баз данных. На ее решение было потрачено много сил и средств, и сегодня необходимая инфраструктура создана, а интеграция заработала. Межведомственный обмен в электронном виде можно считать успешно реализованным.

Настало время задуматься о том, куда двигаться дальше. Опыт других стран свидетельствует о том, что в современном мире на смену электронному постепенно приходит цифровое правительство. К реализации подобных проектов уже приступили Великобритания, США, Франция, Сингапур, Дания, Норвегия. Их правительства видят в информации стратегический ресурс, который можно использовать для повышения эффективности своей деятельности.

От цифрового бизнеса к цифровому государству

Тема цифровизации очень популярна в бизнес-среде. Uber — один из ярких примеров компании, чья деятельность строится исключительно на технологиях, обеспечивающих все бизнес-процессы – от найма персонала, учета заказов до расчетов с водителями и маркетинга.

Если у коммерческого сектора получилось уйти в «цифру», то это по силам и государственным органам. Информация — это стратегический ресурс государства. Уже сегодня в государственных информационных системах содержатся огромные массивы данных о гражданах, объектах недвижимости, социальной инфраструктуре и т.п. И результаты их обработки и анализа могут поднять государственное управление на совершенно новый уровень.

Слагаемые успеха перехода к цифровому правительству:
— создание единого хранилища данных и получение выгоды от его использования различными ведомствами в цифровом виде;
— консолидация бюджетов на ИТ всех региональных ведомств;
— централизация ИТ-систем разных ведомств в одну, использование общей ИТ-инфраструктуры;
— формирование единой программы развития ИТ во всех ведомствах региона РФ.

Так, электронное правительство не позволило полностью отказаться от бумажных документов – гражданам по-прежнему приходится лично обращаться в ведомства для решения тех или иных вопросов. Кроме того, созданные государством сервисы не всегда удобны – ведь за их организацию отвечали сотрудники ведомств, а не конечные пользователи.

Переход к единой информационной системе во всех региональных органах государственной власти упростит взаимодействие между ними и позволит собрать в единое целое информацию, хранящуюся в ведомственных базах данных. Именно эта информация, а не бумажный документ, изготовленный на ее основе, станет единственным источником необходимых сведений. Отказ от бумажных документов позволит ускорить оказание государственных сервисов, которые сегодня работают по принципу «заявка-ожидание-ответ» и зачастую основаны на ручном механизме принятия решений. Государственные услуги станут такими же быстрыми и доступными, как скачивание файлов из интернета или покупки в онлайн-магазинах.

Регионы на пути к «цифровизации»

Госуслуги в регионах, несмотря на прилагаемые правительством усилия, до сих пор не всегда оказываются в электронном виде. Множество данных не оцифровано, органы исполнительной власти пользуются разными базами данных, а имеющаяся у них информация часто дублируется. Конечно, первые шаги в направлении «цифровизации» уже сделаны: во многих регионах существует единая система документооборота и формирования отчетности. Однако долгосрочной стратегии по объединению всех разрозненных информационных систем до сих пор не принято. А ведь создание своего рода ERP-системы, в которой будут работать все ведомства региона, не только экономически выгодно, но и является наиболее перспективным направлением развития ИКТ в госсекторе.

Затраты на содержание административного аппарата, в том числе и на информатизацию, сокращаются не только в России, но и в других странах. Однако финансирование государственных ИТ-проектов в большинстве регионов нерационально и непрозрачно. Затраты на ИТ отнесены на различные статьи расходов органов исполнительной власти. Каждое ведомство самостоятельно платит за свою бухгалтерскую систему, копию правовой системы, а часто и за собственные СЭД, справочные ресурсы и портал, одновременно развивая независимые ведомственные информационные ресурсы. Курс на создание общерегиональной базы данных, в которой будет содержаться информация, необходимая всем органам власти, подразумевает централизацию ведомственных ИТ-бюджетов и более эффективное использование полученных средств.

Нельзя забывать и о том, что диджитализация является одним из важнейших инструментов развития регионов. Сегодня они соревнуются между собой за инвестиции и дотации из центра, за человеческий капитал, за качество жизни. Способность контролировать реализацию проектов и выполнение повседневной работы органов власти, организация прозрачной и публичной отчетности, возможность оказывать качественный онлайновый сервис гражданам становятся мощнейшими инструментами конкурентной борьбы. Регионы, которые сегодня начнут разрабатывать и реализовывать программу трансформации своих информационных систем, через несколько лет обгонят соседей и по другим показателям, таким как рост собираемости налогов, доходов от эффективного управления имуществом, поступлений за лицензии и разрешения, инвестиций в региональные проекты и др. И основой их развития станут прозрачность, понятность и простота взаимодействия с органами власти.

Дмитрий Васильев,

партнер компании AT Consulting, директор блока регионального бизнеса