Разделы

Big Data

Volvo: что мешает беспилотным автомобилям начать ездить по улицам

Уже в 2017 году в Гетеборге будут ездить сто беспилотных автомобилей Volvo, управлять которыми смогут не только профессиональные водители, но и рядовые граждане. Масштабному появлению на улицах беспилотников мешает неустойчивая и дорогая мобильная связь, а также проблемы кибербезопасности – рассказывает Ян Вассэн (Jan Wassén), глава подразделения бизнес-аналитики Volvo Cars Corporation.

CNews: В конце прошлого столетия казалось, что к 2020 году любой желающий сможет летать на космическом корабле. Технологии хоть и продвинулись вперед, но этого до сих пор не произошло. Сможем ли мы в скором времни ездить на беспилотных автомобилях или это станет возможным лишь в далеком будущем?

Ян Вассэн: Что касается космических кораблей, то, насколько я знаю, одна европейская компания разрабатывает модель самолета, который может использоваться и как автомобиль. Однако не думаю, что все станут летать на таких самолетах, учитывая то, какой объем углекислого газа они выбрасывают в атмосферу. А вот беспилотные автомобили – это другое дело. Мы находимся на пороге внедрения этой технологии.

В среднем путь наших клиентов от дома до работы занимает 26 минут. Мы хотим предложить клиенту, сидящему в автомобиле-беспилотнике, провести эти 26 минут с максимальным комфортом. За время пути клиент сможет отдохнуть, вздремнуть, добраться до офиса, успеть поработать, отвлечься на фильмы и так далее. Мы добиваемся, чтобы эти 26 минут в дороге были максимально приятны и полезны для человека.

CNews: В Москве дорога на работу занимает около часа. Возможно, здесь у вас будет больше перспектив.

Ян Вассэн: Конечно, местные особенности нужно учитывать. Район, где я живу, небольшой, и я точно попадаю в рамки целевой аудитории, а в России все совсем иначе. Предположу, что полезное проведение времени в дороге для России еще более актуально.

CNews: Что мешает широкому распространению беспилотных автомобилей?

Ян Вассэн: Функционал развлечений в наших автомобилях, конечно же, – не главное. Что действительно важно, так это стабильная работа мобильных сетей. Например, в Европе крайне высокие цены на мобильную связь в роуминге. Мы разработали интересную функциональность для навигации подключенных к интернету автомобилей, однако если вы отправляетесь на таком автомобиле за границу, вам приходится отказываться от использования этих полезных функций из-за стоимости мобильного интернета. Получается, что функции есть, а использовать их в полной мере мы не можем. Конечно, это проблема. Однако повлиять на снижение цен в роуминге представляется вполне реальным благодаря новым законодательным нормам, принимаемым в Европе.

CNews: Да, в Евросоюзе разговоры об этом идут уже много лет, однако каждый год возникают препятствия.

Ян Вассэн: Согласен. Вероятно, в России тоже связь в роуминге стоит дорого, и это уже вопрос к законодательной власти. Наши технологии основаны на использовании мобильной сети, и соединение должно быть стабильным.

Ян Вассэн: Беспилотное вождение должно быть более безопасным, чем если бы вы сели за руль сами

Сегодня если не 100%, то, как минимум, 90% автомобилей имеют возможность подключаться к интернет по мобильным сетям. Ежемесячно мы отслеживаем количество людей, использующих эту возможность, и таких – всего лишь около 10%. Наверняка это не только потому, что эта функциональность нужна не всем, но еще и потому, что не все клиенты используют выгодные для таких нужд тарифные планы. И, конечно же, сеть до сих пор нестабильна. Я езжу на короткие расстояния, и при любом удобном случае стараюсь использовать мобильное подключение – и каждый раз сталкиваюсь с проблемой неустойчивого соединения.

CNews: Как вы говорили, для безопасного управления беспилотными автомобилями потребуется особая инфраструктура и качественное бесперебойное интернет-соединение. Как планируется достигать этих целей?

Ян Вассэн: Мы продвигаем инициативу по одобрению законопроектов, разрешающих использование беспилотных автомобилей, и берем на себя ответственность за все связанные с ними чрезвычайные происшествия. Это, конечно, громкое заявление, однако оно не возымело эффекта, скажем, в США, где законы разнятся от штата к штату. Это вопрос законов, ответственности и обязательств по разработке данной технологии. Ожидается, что много времени уйдет на решение административных и законодательных проблем, однако мы неуклонно движемся вперед – уже в следующем году по дорогам будут ездить сто автомобилей-беспилотников.

Конечно, потребуется и соответствующая инфраструктура. Нужны определенные дорожные конструкции, детализированные карты, постоянно обновляемые и отражающие все возникающие на дорогах препятствия. Неотъемлемое условие использования автомобилей-беспилотниковинтернет-соединение. Уже сейчас мы лоббируем принятие соответствующих законопроектов.

CNews: Почему Volvo называют в числе компаний-лидеров в области интернета вещей?

Ян Вассэн: Мы очень внимательно и ревностно относимся ко всему, что связано с электроникой и встроенными функциями наших автомобилей. В 2011 году было запущено первое поколение подключенных автомобилей, имеющих особую функциональность, связанную с обеспечением максимального комфорта пассажиров.

Например, у меня на смартфоне есть приложение Volvo On Call, с помощью которого я отслеживаю местоположение моего автомобиля, определяю, закрыты ли его двери; вижу, что у меня осталось топлива на 840 километров, слежу за состоянием тормозной жидкости и фар; фиксирую свои перемещения. Более того, могу выбрать пункт назначения на карте и отправить сигнал автомобилю, запрограммировав свою следующую поездку. Новый функционал основан на использовании телематического блока управления, подключенного к мобильной сети. Благодаря его внедрению мы попали на первые полосы газет. Мир узнал о том, что такое доставка в автомобиль (Roam Delivery).

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

CNews: Расскажите подробнее, пожалуйста.

Ян Вассэн: Сервис был протестирован в Швеции. Суть в том, что вы не ездите в магазин за товарами, а наоборот – покупки доставляют прямо к вашей машине. Вы заказываете товары в интернете. Дистрибьюторы, доставляющие ваши покупки, видят местоположение вашего автомобиля на карте, получают одноразовый цифровой ключ от машины и доставляют покупки прямо к дверям машины. Вы с помощью мобильного приложения можете фиксировать открытие и закрытие дверей автомобиля. Сейчас мы испытываем эту технологию в Швеции. На мой взгляд, это очень интересная функциональность.

CNews: А что будет дальше? Попросим свой автомобиль приехать за нами самостоятельно? Планируется ли расширение функций?

Ян Вассэн: Конечно, почему бы и нет? Мы запустили так называемое соединение второго поколения – все наши автомобили связаны друг с другом единой сетью; однако схема работает только на основе вашего тарифного плана, от которого зависит соединение. Эта услуга почти полностью запущена и включает в себя новые функции: интернет-радио, стрим-музыку, прогноз погоды, информацию о загруженности парковок.

Мы готовимся запустить еще одну новую функцию (это произойдет уже в этом году, и снова в Скандинавии) – возможность определения скользких участков дороги. Когда на вашем пути появляются скользкие участки, автомобиль отправляет сигнал на облачный сервер, и если уровень скольжения превышает допустимые нормы, то мы оправляем предупреждение дорожным службам. Другие автомобили тоже предупреждаются нами о скользких участках. Эта функция также предполагает наличие интернета и наличие соединения между автомобилями.

Помимо двух этих примеров, могу еще рассказать о наших автомобилях XC90. Проект был запущен в 2015 году. Мы встроили очень много функций, основанных на использовании мобильной связи и m2m-взаимодействия автомобилей. Например, можно отслеживать пробки, и в зависимости от загруженности дорог система подберет для вас оптимальный объездной путь. Мы внедрили также функцию распознавания речи. Чтобы процесс шел без сбоев, требуется очень мощный компьютер, поэтому мы используем внешний компьютер для наилучшего качества распознавания речи. Автомобиль обладает также локальными функциями, встроенными в облачные технологии.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Мы планируем приступить к сбору данных о том, каким образом клиенты пользуются автомобилем, о предпочитаемом стиле вождения и так далее. Однако это направление еще недостаточно развито, впереди много работы.

CNews: Как обеспечивается безопасность системы? Какие риски вы видите?

Ян Вассэн: Хороший вопрос. Предполагается, что в автомобиле можно будет обновлять программное обеспечение. Если мы говорим о ПО, предназначенном для развлечения – навигация, прослушивание радио, поиск информации, чтение СМИ и так далее – особой проблемы нет, но когда речь зайдет о внесении изменений в программы управления, например, тормозами, могут возникнуть сложности. Не скажу, что любой хакер взломает эту систему, но пока она явно недостаточно защищена.


Александра Кирьянова, Светлана Робенкова