Разделы

ИТ в госсекторе

Минздрав перехватил инициативу по подготовке законопроекта о телемедицине

Так называемый проект Закона о телемедицине, положения которого сейчас проходят публичное обсуждение, может оказаться не единственным, регулирующим вопросы дистанционной медицины. До недавнего времени Совет Федерации и Институт развития интернета (ИРИ) также занимались рассмотрением подобных поправок.

Как пояснил CNews председатель Совета Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко, ИРИ концептуально поддерживает законопроект Минздрава России, но при этом продолжает работу над собственным вариантом, который носит более общий и рамочный характер. Законопроект ИРИ предусматривает взаимодействие по линии «врач-пациент» и позволит Минздраву в дальнейшем ведомственными актами разрешать использование тех или иных медицинских технологий и сервисов по мере их появления.

ИРИ планирует координировать дальнейшую работу над законопроектом с Комитетом по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы РФ, который возглавляет председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий и член Совета ИРИ Леонид Левин. Аналогичным образом в институте была построена работа над законом о Реестре отечественного ПО.

В конце прошлого года стороны уже проводили совместные совещания, но единого видения документа так до сих пор и нет, поскольку участники по-прежнему стараются договориться о тактике работы и все еще обсуждают формулировки.

28 апреля 2016 года в Минздраве России по совместной инициативе Министра здравоохранения России Вероники Скворцовой и Леонида Левина состоялось обсуждение законопроекта о телемедицине. Во встрече, кроме представителей Минздрава, приняли участие инициаторы процесса нормативного продвижения телемедицины: ИРИ, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), «Яндекс». Согласно официальному сообщению ИРИ, стороны «достигли понимания, что опубликованный законопроект должен учитывать консолидированные предложения интернет-отрасли».

В целом ИРИ продолжает отвоевывать место в сфере информатизации здравоохранения, расширяя свои как административные, так и экспертные возможности. В середине апреля этого года на совещании в Администрации Президента РФ под председательством Германа Клименко создан Научный совет, целью которого является разработка основных направлений развития Рунета в здравоохранении и предложений по применению интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений.

Проект един во многих лицах

Необходимость регулирования телемедицины возникла еще в 2010 году в связи с принятием на 35-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Модельного закона о телемедицине. Тогда инициатива не получила дальнейшего развития. И только теперь у профессионального сообщества появилась надежда, что, возможно, в этот раз легитимизация телемедицинских услуг наконец-то произойдет.

Весной 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал ряд поручений, подготовленных по инициативе ФРИИ, в числе которых было внедрение стандартов дистанционного здравоохранения с оплатой указанных услуг за счет средств обязательного медицинского страхования. В конце 2015 года ИРИ в рамках проекта дорожной карты «Медицина» подготовил ряд предложений по развитию дистанционной медицины.

Единого видения проекта закона пока нет, участники все еще договариваются о совместной работе

В соответствии с поручением Президента РФ ИРИ, ФРИИ и Совет Федерации РФ приступили к разработке соответствующих поправок, в том числе в действующий 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». В СМИ появилась информация, что проект закона готовится к внесению в Госдуму РФ. Однако с начала 2016 года активность со стороны ФРИИ и ИРИ стала менее заметна. К марту месяцу текущего года проект закона так и не был подготовлен.

Эстафету перехватил Минздрав России, опубликовавший 29 февраля 2016 года информацию о начале разработки ряда поправок в 323-ФЗ. Спектр регулируемых направлений в проекте Минздрава значительно шире, чем область телемедицины. В нем также уделено внимание созданию национальных научно-практических медицинских центров и Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В тоже время, по имеющейся у CNews информации, проект закона, разрабатываемый ИРИ, будет касаться только вопросов дистанционной медицины.

Мнение Совета Федерации

Секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Александр Шепилов, принимающий непосредственное участие в разработке проекта закона со стороны верхней палаты парламента, пояснил, что речь идет не о разработке альтернативного проекта. «Но к действующей редакции Минздрава есть принципиальное замечание, – говорит он. – В основном поправки ведомства регулируют дистанционное взаимодействие в формате «врач-врач», а по-настоящему востребованный формат «врач-пациент» описан неоднозначно и не переводит медицинскую услугу в полностью дистанционный вид, ограничиваясь моделью удаленной консультации».

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Заинтересованные стороны – ИРИ, Совет Федерации и Минздрав – ведут совместную работу, окончательной версии внесенных изменений в закон пока нет. Судя по всему, мы станем свидетелями поиска компромиссных вариантов, поскольку первая очная встреча чиновников Минздрава с представителями интернет-индустрии по вопросу телемедицины произошла в этом году только в конце апреля.

Мнения экспертов

Осторожность в вопросе внедрения телемедицины некоторые эксперты связывают с текущей редакцией статьи 36.2 проекта поправок в 323-ФЗ, где применение телемедицинских технологий ограничивается только предварительными консультациями у врача и не отменяет очного приема. Правила дистанционного взаимодействия, предусматривающие обмен медицинской документацией в электронном виде, как сказано в законопроекте, будут утверждаться отдельным документом Минздрава России.

Доводы о том, что телемедицинские услуги в ближайшее время удастся применить только для консультаций, весьма убедительны. Очевидно, что пока ни врач, ни даже сам пациент не смогут, а последние, скорее всего, не захотят ограничиться дистанционным диагнозом. Для повышения его точности необходимо развивать технологии удаленного мониторинга и диагностики, к чему сейчас вряд ли в полной мере готовы отечественная медицина и пациенты. Однако двигаться в сторону отдельных пилотных проектов можно, и тут соответствующие поправки были бы уместны уже сейчас.

Схожей тактики придерживается и Минздрав. Директор департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ Елена Бойко в интервью CNews отмечала: «Для того чтобы эти технологии стали массовыми, необходимо проработать вопросы безопасности их использования в части защиты информации, программного обеспечения, ответственности на всех этапах передачи, приема, обработки информации. Сегодня Минздрав России совместно с некоторыми федеральными учреждениями и заинтересованными органами проводит подготовку пилотных проектов».

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Некоторые эксперты поддерживают точку зрения, что наиболее оптимальным способом будет внедрение телемедицинских услуг в пилотных регионах, отдельных медицинских учреждениях или для определенного вида хронических заболеваний, где такой способ оказания услуг окажется наиболее востребованным и связанным с меньшим риском для здоровья пациентов.

Елена Штыкова, директор бизнес-центра «Медицина» компании «Барс Груп» считает, что поправки к 323-ФЗ помогут и дальше развивать направление телемедицины, но по сути являются начальным шагом: для того, чтобы процесс пошел более эффективно, необходимо внесение изменений в нормативно-правовые акты системы обязательного медицинского страхования в части оплаты соответствующих услуг. Однако в целом для развития информсистем в сфере здравоохранения такая работа полезна, поскольку поможет урегулировать вопросы, связанные с наполнением интегрированной электронной медицинской карты, и даст толчок к развитию федеральных сервисов.

Также существует мнение, что появление возможности получать медицинскую услугу дистанционно увеличит количество обращений пациентов, и ФОМС будет не готов оплатить такой объем оказанных услуг. На первых порах это кажется маловероятным, поскольку, скорее всего, практика применения не будет лавинообразной и государство сможет отрегулировать этот процесс.  Ранее от Фонда обязательного медицинского страхования поступало предложение подготовить финансово-экономическое обоснование проекта, чтобы определить возможность принятия поправок в бюджеты различных уровней.

Антон Кураш

Антон Кураш