Разделы

scan

Пред стихийной вражьей силой…

Утрата научного наследия не позволительна. Сканирование и микрофильмирование как способы сохранения уникальных массивов.

 Хорошо горит?

Потом «книжные» пожарища, случайные или преднамеренные, повторялись в истории человечества много-много раз. Как сказал поэт, «широко, необозримо, грозной тучею сплошной, дым за дымом, бездна дыма тяготеет над землей»[1]

21 век для научного и культурного наследия тоже не стал высокотехнологическим убежищем: библиотеки продолжают гореть. В 2004 г. сгорела знаменитая библиотека герцогини Анны Амалии в Веймаре: 50 тыс. книг погибло, более 60 тыс. оказались повреждены. В том же году сгорела Музыкально-художественная библиотека имени Александра Блока в Санкт-Петербурге. Пожару был присвоен высший, пятый, номер сложности. Уничтожены уникальные источники по истории искусства. Насколько часто горят муниципальные библиотеки в России, никто не считал. Для примера: в Волгоградской области с 2000 по 2004 гг. от пожаров пострадали восемь библиотек. 

2015 г. – пожар в фундаментальной библиотеке Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН. В ее фондах – 14,2 млн экземпляров на древних, современных восточных, европейских и русском языках. Наиболее полные собрания документов Лиги наций, ООН и ЮНЕСКО, часть книг Готской библиотеки, вывезенной из Германии в 1945 г., и одна из крупнейших в России коллекций книг на славянских языках. Насколько будет отброшена назад гуманитарная наука специалисты, конечно же, оценят постфактум.

Получается, технологический прогресс, качественно меняющий повседневную жизнь человека, бессилен перед стихией? Или мы пока не научились использовать плоды прогресса для того, чтобы обеспечивать сохранность научного и культурного наследия?

Сохранные меры

То, что на профессиональном языке называется «обеспечением сохранности библиотечных фондов» предполагает применение различных инструментов: соблюдение режима хранения, реставрации, стабилизации и изготовления копий (фото, микрографических и электронных). Приказом Министра культуры была утверждена и реализована в рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2001–2005 гг. и 2006–2010 гг.) Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Начиная с 2001 г., в рамках этой программы создается Российский страховой фонд документов библиотек (РСФДБ), который является частью Единого российского страхового фонда документации (ЕРСФД) (в соответствии с «Положением о едином российском страховом фонде документации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.1995 № 1253-68). РСФДБ представляет собой «совокупность находящихся в государственной собственности страховых и пользовательских копий документов библиотек, заключающих в себе сумму знаний, необходимых для обеспечения поступательного движения цивилизации при полной или частичной утрате фондов библиотек». По данным Министерства культуры РФ, за 10 лет изготовлено и отправлено на хранение в специальную федеральную техническую лабораторию около 6 млн кадров. Если считать, что книга содержит 250 страниц, то весь страховой фонд, созданный на микрографическом оборудовании в течение десятилетия, составляет всего 24 тысячи изданий. Для сравнения: более 1,6 миллиона высококачественных электронных копий книг и других документов сегодня доступны на портале Национальной электронной библиотеки.

Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов в Российской Федерации до 2020 г. были одобрены решением коллегии Минкультуры России от 29 ноября 2011 г. № 16, но национальной программы и ее «федеральных целевых» последствий больше нет.

На законодательном уровне определены понятия «библиотечный фонд», «национальный библиотечный фонд», «книжные памятники». И нормативно-методическая работа продолжается. Экспертный совет по цифровым копиям утвердил «Рекомендации по оцифровке материалов из фондов библиотек», в которых применен дифференцированный принцип к созданию электронных копий. «Рекомендации» для объектов хранения в рамках плановой оцифровки предполагают изготовление как минимум трех типов цифровых копий – мастер-копии, пользовательской копии и служебной копии низкого разрешения.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Мастер-копия содержит максимально возможное количество информации. Она используется для восстановления объекта в случае его утраты, некоторых видов исследований и как основа для изготовления других типов цифровых копий. Данные копии предполагается размещать на носителях с длительным временем существования. Пользовательская копия высокого или среднего разрешения изготавливается из мастер-копии для ценных и редких объектов, или путем прямой оцифровки для тиражных изданий. Служебная копия низкого разрешения изготавливается из мастер-копии или пользовательской копии. Ее предлагается использовать для тиражной литературы, представляющей ценность только как информация, а не как оригинальное издание.

Для каждого типа документа уже разработаны и применяются свои технологии сканирования, использования цифровых образов, их долгосрочного хранения. Но статуса отраслевого стандарта у рекомендаций до сих пор нет. Как нет на законодательном уровне закрепленного официального статуса у электронной копии.

Микрофильмирование VS Оцифровка

Почему мы так подробно рассказываем о том, как далеко продвинулась методология создания электронных копий библиотечных документов и прочих процессов с ним связанных? Потому что главными причинами, по которым до сих пор, несмотря на опасности техногенного и природного характера, не принят нормативный акт, требующий от библиотек в обязательном порядке создавать страховой фонд документов, являются финансовая и организационная.

Микрофильмирование, с помощью которого крайне медленно создается общероссийский страховой фонд документации библиотек, считается одним из самых эффективных способов хранения информации. Но совокупная стоимость владения фондом микрофильмов является высокой (оборудование дорогостоящее и сложное в эксплуатации, хранение требует поддержания особого режима и т.п.), а использовать микрофильмы очень неудобно и затратно.

Создание цифровых копий является не только более адаптивным и менее дорогим, по сравнению с микрофильмированием, процессом, но и дает возможности широкого использования копий, – Интернет и облачное хранение нам всем в помощь. Кстати, Положение о ЕРСФД допускает запись массивов конструкторской, технологической, проектной, нормативной, научной, историко-культурной информации не только на микрографических, но и на электронных носителях. Например, МАГАТЭ переведены около 15 млн кадровых отпечатков по ядерной тематике в электронный вид, при этом 10,5 млн кадров отсканированы силами корпорации ЭЛАР.

Огонь и вода

Человечество знает, как хранить пергамент, бересту и бумагу, и это знание проверено временем. Мы также можем быть уверены, что технологии оцифровки обеспечивают аутентичность документов. А вот насколько долго мы можем хранить страховые копии на современных носителях, и сможем ли обращаться к ним в будущем, неизвестно. С помощью методов ускоренного старения доказано, что время хранения информации на оптических носителях превышает 60 лет. Но спорить с тем, что системы хранения менее уязвимы, чем библиотечные стеллажи, сложно: огонь и вода, которой его тушили, не добрались до 7 тысяч документов библиотеки ИНИОН, оцифрованных в рамках программы «Научное наследие России».

[1] Тютчев Ф.И., «Пожары». Цитируется по: http://tyutchev.ru/t3.html

Соломатин Павел